Как сделать православную марку живой, нескучной и модной?
«С уважением к вере, с любовью к людям», написано в шапке инстаграм-аккаунта ювелирной марки Высоковы 585. И эта человечность действительно считывается везде, где команда костромских производителей взаимодействует с покупателями, будь то оптовые клиенты или розничные — обычные люди. О том, как сделать православную ювелирную марку живой, нескучной и даже модной, рассказывают сразу оба основателя, семейная пара предпринимателей Екатерина и Игорь Высоковы.
«Чем сейчас занимаешься?» — ответ другу детства
Игорь Высоков (далее: И.В.) Я бы так и сказал — я директор ювелирной компании. Или просто — я работаю в ювелирной отрасли. Назвать себя ювелиром я не могу, ювелир — это мастер, художник, человек, у которого есть специальное образование и который делает украшение своими руками. А наша задача — это организовать работу ювелиров и наладить продажу ювелирной продукции.
На костромском рынке нас знают уже очень хорошо, и здесь мы заняли сильную позицию. Многие предприятия на нас равняются, следят за нашими технологическими процессами и развитием. Теперь наша цель — сделать наше семейное предприятие таким же узнаваемым за пределами нашей области.
Какие у вас украшения?
Екатерина Высокова (далее Е.В.) Мы делаем золотые и серебряные украшения православной тематики. Они бюджетные и потому рассчитаны на широкий круг покупателей.
Сейчас мы заняли свою нишу в православном сегменте и развиваем ее очень активно. Но люди для нас главное. Мы отталкиваемся от интересов и пожеланий наших клиентов, спрашиваем у наших партнеров, что они хотят видеть в нашем ассортименте, мы консультируемся со священнослужителями, художниками, мы следим, чтобы наши изделия соответствовали традициям и канонам церковного ювелирного искусства. Это очень большая работа.
В прошлом году мы запустили светский ассортимент — делаем кольца, серьги, браслеты, сейчас реализуем большой проект по производству цепей ручной и машинной вязки. От нас всегда ждут чего-то нового, и мы всегда готовы для новых идей и проектов.
Штучные вещи или коллекции?
И. В. Коллекции — это маркетинговый ход, удобный способ представить какие-то украшения, описать их. Но конечному потребителю совершенно не важно, из какой это коллекции. Ему важно, чтобы изделие было красивым.
Е.В. Каждый месяц мы пытаемся чем-то удивить нашего покупателя, мы экспериментируем, используем новые технологии, новые покрытия, новые методы обработки металлов, новые дизайны. Мы делаем бюджетные украшения, рассчитанные на широкую аудиторию, но в то же время у нас есть и есть сложные, штучные изделия. Мы стремимся удовлетворить интересы всех: и воцерковленных людей, неукоснительно соблюдающих все правила и традиции, и просто верующих людей, для которых православие несет особый смысл.
Многие думают, что православный ассортимент — это что-то скучное, консервативное, застывшее во времени. Но на самом деле это не так. Мы следим за трендами и стараемся воплощать их в жизнь, соблюдая баланс между модой и традиционностью. Например, в прошлом году была мода на фианитовые вставки, вставки Swarovski. В этом году мы делаем акцент на ручной сборке, глянцевых поверхностях. Мы показываем всю красоту православия через образы, лики святых, христианские символы и знаки. И создаем мы эту красоту с помощью современных технологий, потому что ювелирное производство — это не только искусство, это мощный и сложный технологический процесс.
Как все началось?
И.В. Началось все в 2013 году — нам тогда было по 23 года, и мы только что закончили институт. К ювелирному делу мы никакого отношения не имели — у нас не было ни друзей, ни родственников, которые бы этим занимались, и образование у нас тоже совсем из другой сферы — юридическое и экономическое. Мы собирались пожениться, как раз думали о выборе помолвочных, обручальных колец, потом задумались о венчании. И как-то неожиданно пришли к идее запустить свою линейку украшений, решили создать украшения, которые в первую очередь понравятся нам. Конечно, прийти к этой идее нам помогло то, что мы живем в Костроме — ювелирной столице России.
Е.В. Нам было это интересно. Сначала украшений было немного, потом мы начали получать отзывы наших покупателей и настолько всем этим увлеклись, что уже не могли остановиться. Наши первые изделия — это помолвочные кольца, крестильные наборы и нательные иконки с изображением нашей костромской святыни — Федоровской иконы Божией Матери.
И. В. Для нас эта не работа — это наше увлечение, дело всей нашей жизни. И мы хотим, чтобы это дело было унаследовано нашими детьми. И если перефразировать ваш вопрос и спросить «А чем все закончится?», то пожалуй, мы хотим создать свой завод. И мечтаем, чтобы наша компания со своими традициями и историей просуществовала много-много лет и когда-нибудь отметила свой 100-летний юбилей.
Как сами определяете свой творческий стиль?
И. В. Наш стиль — это разнообразие. Мы хотим подстроиться под нашего потребителя, понять, что он хочет и удивить его тем, что мы угадали его желания. Мы делаем разные украшения — какие-то из них повседневные, какие-то предназначены для особых случаев. Для нас важно, чтобы, купив одно украшение, люди возвращались к нам снова и снова.
В чем идея вашего ювелирного проекта?
И. В. У меня дома лежат обручальные кольца бабушки и дедушки. Старые такие, широкие, массивные, как тогда было принято. Зачем они мне? Носить я их не собираюсь, они лежат в шкатулке, но я их никогда не переплавлю. Они хранят память моей семьи и представляют для меня особую ценность. Так и мы стремимся создавать украшения, которые проживут долгую жизнь — мы хотим, чтобы они передавались из поколения в поколения и сохраняли свой прекрасный внешний вид.
Почему так назвали?
И. В. Это семейная компания. Наше название — именно «Высоковы», во множественном числе, а не «Высоков», как принято у других, вызывает много вопросов у людей. Кто это такие? Пришла пора раскрыть секрет: Высоковы — это муж и жена. Нашим названием мы хотим подчеркнуть, что главное для нас — семейные ценности, а не заслуги какого-то одного человека. И всех успехов мы добиваемся вместе.
Внутри компании у нас разделенный функционал: я организовываю производственный процесс, создаю структуру, Екатерина работает внутри этой структуры и следит за всей цепочкой от склада до потребителя: изучает спрос, подбирает ассортимент, работает с торговым отделом. А я слежу за тем, чтобы продукция была сделана и попала на склад. Разграничив эти два направления, мы создали сильную структуру, которая эффективно работает. Но хочу подчеркнуть: все важные решения мы принимаем вместе.
Как все устроено?
Е. В. У нас предприятие полного производственного цикла: начиная от сырья и заканчивая выходом готовой продукции. Все делается нашими силами: у нас свои художники, модельеры, своя литейная линия, свои граверы, эмальеры, цепевязы, огранщики и т. д. Есть отдельный цех по производству цепей ручной и машинной вязки.
В год мы производим до 1 млн изделий, в нашем каталоге сейчас свыше 10 тысяч наименований. То есть, сейчас можно сказать, что в России мы представляем самый широкий ассортимент православных изделий на любой вкус: это и бюджетные изделия для всех, и более дорогостоящие вещи, которые мы делаем для соборов, паломнических центров.
В прошлом году мы запустили для розничных покупателей интернет-магазин и сейчас экспериментируем с этим форматом, развиваем это направление. В разработку нашей интернет-площадки мы вложили много сил и постарались сделать ее максимально удобной. Сейчас развиваем наши сосцсети, хотим, чтобы наш бренд был узнаваемым, чтобы о нас говорили.
Чем гордитесь?
Е. В. Гордимся мы в основном нашими людьми, потому что хорошая команда — это самое важное. 80% нашей команды работает с нами со дня основании компании, и мне кажется, это очень хороший показатель. Это значит, что структура работает, что все звенья связаны воедино. Наверное, благодаря четкой структуре и нашим замечательным сотрудникам мы смогли начать наш бизнес в трудное время (в 13 году, как вы помните, был кризис) и не только удержаться на плаву , но и у спешно развиваться.
Сейчас мы гордимся тем, что наши изделия продаются по всей России, в Европе, в странах Ближнего Зарубежья и даже в США. И нам приятно, что мы идем в ногу со временем и стараемся привнести инновации в наше производство. Даже несмотря на то, что мы работаем с таким традиционным сегментом, как православные изделия, мы не боимся экспериментов. Соблюдая традиции, мы все равно шагаем вперед.
«Кандидат на аватар»
Наш «кандидат на аватар» — крест ручной сборки с эмалью и кристаллами Swarovski. Мы выбрали его, потому что он объединил все наши принципы — здесь мы видим и вечную красоту православной веры, и силу традиционного канона, и уникальный ручной труд, дополненный современными технологиями. Классика здесь для нас соединилась с современностью и глубина этого образа завораживает.
Что объединяет ваших покупателей?
Наш покупатель — простой человек с хорошим пониманием института семьи, человек, которому важны традиционные ценности. Он верит в себя, верит в Бога, у него правильное отношение к жизни, к своим делам. Именно для него мы делаем наши религиозные изделия. Они недорогие, бюджетные, и доступны абсолютно всем. К этому мы и стремимся — показать через изделия красоту православия всем, кто верит, независимо от статуса и уровня доходов.
Что вас вдохновляет?
Е. В. Вдохновляет, когда жизнь вокруг кипит, когда заходишь в офис, а там ошеломительный процесс: возникают вопросы, решаются проблемы, появляются идеи.
И. В. А я люблю наблюдать за технологическим процессом. На днях к нам приехало новое оборудование для производства цепей ручной и машинной вязки — мы так долго ждали этого. Я вообще люблю технику, и хотя я сам не мастер и наладчик, мне хочется знать все о тех станках, которые мы покупаем для своего предприятия. Во всем этом есть особый драйв.
Где и как купить?
Е. В. Мы напрямую работаем с Епархиями (с нами работает свыше ста Епархий по всей России), они покупают у нас товар оптом и реализуют уже в вверенных им магазинах и лавках при церквях и храмах. У нас есть удобная интернет-площадка, где наши оптовые клиенты могут узнать цены, наличие товара на складе, а также розничный интернет-магазин. Его мы запустили недавно, всего год назад. Доставляем мы оперативно, с помощью курьерских служб доставки: Пони Экспрес, EMS и т.п.
Если покупатель передумал?
И. В. Когда покупателю что-то не нравится или возникают вопросы, мы всегда стараемся оперативно исправить ошибки и виноватых не ищем: если у клиента возникла проблема, значит мы должны незамедлительно отреагировать и помочь ему. Мы заменяем изделие или ремонтируем его без долгих проволочек. Часто мы идем навстречу нашим партнерам и берем в ремонт даже не наши изделия. Это часть нашей репутации — ведь чужие изделия лежат на прилавке рядом с нашими, так пусть они выглядит достойно. Главное для нас доверительные отношения с нашими клиентами и партнерами.
«Бонусная» часть
Должно ли украшение украшать?
Е. В. В этом вопросе нам проще — мы не делаем украшения, мы создаем православные изделия. Поэтому на первом месте для нас — тот смысл, которыми они наполнены. Разумеется, мы стремимся к тому, что все эти изделия были красивыми, чтобы их было приятно носить, приятно выбирать. Но главным остается их значение, а не внешний вид.
Вы попали в параллельный мир, где не носят украшения. Что почувствуете? Что будете делать?
И.В. Мы, конечно, обрадуемся! Пришельцы, новые клиенты)) Сначала нам придется изучить спрос, понять, что это за инопланетяне, какого вероисповедания, что они любят, что едят, куда ходят. Изучив рынок спроса, создадим и рынок предложений.
Е.В. И мы постараемся довести до их сознания, что им нужны, просто жизненно необходимы ювелирные изделия. Научим их носить и выбирать. Думаю, что в параллельном мире мы будем делать то, что хорошо умеем — создавать ювелирные украшения и продавать их.
Кто отвечал на вопросы
Основатели компании «Высоковы585» Екатерина и Игорь Высоковы.